И сказал бог: “да будет сеть!”
Сначала не было ничего.
Сначала и Интернета не было с (Tema) Артёмием Лебедевым и (Dolboeb) Носиком. Ну, то есть, вот не было их совсем никого, и всё тут. В смысле, сами-то они были конечно, но вот Сети не было.
Когда Бог сказал: “да будет Сеть”, появился первый отечественный инструмент под названием ” Радио РК86″. Ну, компьютер такой самодельный с маленьким переносным обычным черно-белым телевизором (сейчас даже и не вспомню названия) и кассетным магнитофоном “Весна-306”, на который программы на Бэйсике записывали на кассету (“МК60”). Да, была еще самодельная клавиатура на герконах, а под ней и был тот самый “РК 86” с отдельным блоком питания (тоже самодельным). Само описание компьютера появилось в журнале “Радио” в 1986 году. Поэтому его и назвали – “Радио РК 86”. Детище, так сказать журнала.
Дети другого поколения
(личный опыт)
Примерно в три года я начал основательно познавать окружающий меня мир и залез большими ножницами в розетку. Получив удар током, я понял, что к электричеству надо относиться с уважением и обращаться только на “Вы”.
В свои пять, или шесть лет (не помню) я уже умел искать клады и бегал по двору с лопатой и самодельной картой. Правда, все закончилось довольно быстро и плачевно после того, как при очередном поиске клада я промахнулся и вместо лопаты ударился правой рукой об бетонный выступ плиты, торчащий из земли. Кровищи было много и с тех пор на руке остался глубокий шрам.
В семь лет я умел сам разжигать костер в сыром лесу, пользоваться компасом, плавить свинец из дохлых автомобильных аккумуляторов, найденных на помойке и делать грузила для донок. Делать рогатки разных модификаций. Дробовики (самострелы) из прищепок и серы, содранной с головок спичек. Свистульки (свистки) из осоки (травы). Делать самодельные луки с острыми стрелами. Любимым занятием так же было выжигание по дереву. Особенно нравился запах паленного дерева в этом процессе.
Полеты во сне и наяву…
Я никогда не был профессиональным лётчиком, хотя где-то среди документов до сих пор хранится свидетельство бортоператора Гражданской авиации, выданное в начале 80х в Армении. Тогда, по долгу службы, мне необходимо было закончить трех недельные курсы борт-оператора для того, чтобы я мог официально получать деньги за налёт часов. Характер работы тогда был связан с ежедневными полётами на вертушке “Ми-8” вокруг озера Севан и обслуживанием гидрометеооборудования, расположенного в отдаленных и труднодоступных точках горных хребтов, окружающих озеро.
Летать я стал примерно с пяти лет. С середины 60х и почти до конца 70х – на дальний север, где я тогда жил с родителями. Летали на перекладных. Единственным транспортным средством тогда был турбовинтовой пассажирский самолет “ИЛ-18”, который прослужил долгую и добрую службу на многочисленных авиалиниях Советского Союза. Машина достаточно надежная и крепкая. Летали на север со множеством промежуточных посадок вдоль всей Арктики. Необъятные просторы страны можно было ощутить самому на собственной шкуре. Яркие воспоминания детства, связанные с такими путешествиями, крепко засели в памяти.
Русская Аляска
На Аляске пришлось побывать дважды. В первый раз в 1989 году по приглашению и рекомендации UA3CR, ныне покойного (Лабутина Леонида Михайловича) я был включен в состав первой совместной Советско-Американской экспедиции “БЕРИНГОВ МОСТ”, руководимой с нашей стороны известным путешественником Дмитрием Шпаро и со стороны США Полом Шурке. Эта экспедиция имела смешанный состав, состоящей из чукчей, эскимосов, американцев и русских. Шла группа от города Анадыря на лыжах и собачьих упряжках до маленького поселка Коцебу через Берингов пролив на Аляску. Начав в феврале свой поход, экспедиция успешно преодолев сотни киллометров по безжизненным просторам Чукотки, перешла пролив и уже в марте месяце была на Аляске. Все это время с базовых лагерей и стоянок экспедиции в радиолюбительском эфире постоянно звучали позывные 4х радистов экспедиции – EK0CR, EK0GZ, EK0APH, EK0AH.
Во время пересечения Берингова пролива прошли остров Большой Ратманов – наш последний форпост на пути к Новому свету. На нем расположена наша маленькая пограничная застава и полярная метеостанция. Далее на пути следования между двумя островами прошли ледяную перемычку на которой разместились несколько наших вертолетов “МИ-8” и не большая группа телевизионных и фотокорреспондентов, освещающих экспедицию. На этом же месте наши пограничники установили пограничный столб с указателями городов и расстояния до них. Этот кусочек территории оказался странным местом для всех нас.
Музунгу – человек без кожи
Проводы были спешными и короткими. Очередная экспедиция, а чувство, как будто все впервые. Внутри чувствовался какой-то дискомфорт. Позавтракав, собрал весь свой не большой скарб, начал прощаться. Посидели на дорожку, как положено. Уже при выходе в след услышал от своих дочурок – «Папа, привези из Африки обезьянку и попугая». В голове промелькнула мысль, а ведь жена наверняка чувствует, что еду не на месяц, как обещал… Все вновь повторяется до мелочей, в который раз. Эта экспедиция в Африку мной не планировалась. Все получилось внезапно, экспронтом. Первый раз выезд в Африку, в апреле месяце так же запланирован не был и получился кратковременным. Тогда я пробыл в Руанде всего месяц.
По указанию Министра МЧС России группа специалистов, в которую входил и я, должна была вылететь в Руанду 22 августа 1997 года. Документы на выезд были готовы в МЧС России уже в тот же вечер. Оборудование связи готовить за ранее не пришлось, оно всегда находилось в боевой готовности, на случай ЧС. На этот раз, во второй визит везти с собой много не пришлось, так как основное оборудование было завезено в Руанду еще весной. На всякий случай я все же взял с собой часть аварийного комплекта, оборудования состоящего из носимой УКВ радиостанции «FT-51rh» с запасными аккумуляторами и зарядного устройства, КВ малогабаритного трансивера «IC-706» c антенным тьюнером «AT-180», антенной HY-GAIN Dipole для диапазона частот от 3 до 30 МГц. и пакетного контроллера «КАМ-7plus» . Все это занимало часть ручной клади примерно в 10 – 13 килограмм .
Есть такие острова
По роду своей деятельности мне приходилось бывать во многих местах не только нашей необъятной Родины, но и посетить множество стран почти на всех континентах Земли. Всего пять часов полета из Австрии в сторону юго-запада и судьба снова свела меня с Африкой. Там я последний раз был в году 98. в Руанде. Не большой 2х годичный перерыв и…, на этот раз я попал на несколько дней на… Канарские острова. Вернее, на один из удивительных островов вулканического происхождения – TENERIFE Island. (IOTA – AF-004). Сам остров не большой. Всего примерно 100 на 80 км. Растительность на вулканической почве бедная. В основном это экзотические кактусы различных размеров, сортов и окрасок, которые сопровождают путешественника повсюду и банановые плантации, которые когда-то туда завезли Испанцы из Африки и Карибских островов. Самая главная достопримечательность острова – это, конечно же, сам вулкан, от него “произошел” и сам остров много столетий назад. Высота вулкана чуть больше 3750 метров. На вулкане очень редко выпадают осадки и особенно снег, которого здесь почти никогда не бывает. Правда, старожилы говорят, что целых 30см. (!) снега выпало года три назад, что привлекло в эти экзотические места массу туристов. Последний раз этот вулкан “просыпался” в 1811 году, но слава богу не на долго. Настоящим бичом для Канарских островов остаются пожары.
Репортаж из королевства «Эль Ниньо»
Самолет, «пробежав» по взлетной полосе, взмыл вверх, начал стремительно набирать высоту и выходить на эшелон. В эти минуты все мысли остались далеко на земле. Там остались прежние переживания о том, что было, и о том, что еще будет.
Встреча с необыкновенной мечтой будоражила воображение. Я и не мог себе представить, что все это возможно и станет явью. А впереди были дождливый Франкфурт, солнечная Калифорния, теплые острова Фиджи, душные острова Тувалу, горячий океан центрального Пасифика и радиолюбительская Мекка в Дэйтоне, что в штате Огайо. Но самым, пожалуй, неожиданным и поразительным для меня открытием стал необитаемый островок Бейкер (BAKER Island). Совсем малюсенький и ничем не примечательный посередине огромного Тихого океана. Там, где свое начало берет знаменитое теплое катастрофическое течение «Эль Ниньо», и там, где круглый год дневная температура около плюс 50 градусов, а влажность воздуха составляет чуть ли не 90%, от чего постоянно запотевает оптика на фото- и кино-камерах, а также стекла на очках. Где акулы – словно дети, играючи плещутся в прибрежных водах острова, и огромные многомиллионные полчища крабов поедают все живое на своем пути, наивно считая, что никто кроме них самих на этом островке хозяином не является.
Настоящими же хозяевами этой территории являются редкие экземпляры морских птиц, которые оккупировали остров, и сосчитать которых практически невозможно. Такая природная конкуренция между дикими ползающими и летающими продолжается на Бейкере тысячи лет.
День русского DXa
Радиолюбительская связь – мое основное хобби на протяжении уже нескольких десятков лет. Безусловно, на свете существует немало других интересных занятий, но это, пожалуй, отличается от других своей многогранностью, оно охватывает огромный спектр знаний не только технического плана. Одним из основных его достоинств является возможность познакомиться с новыми людьми практически со всех континентов и приобрести новых хороших друзей. Именно таким образом в списке моих многочисленных друзей оказался Дмитрий RA9USU, ныне живущий в Нью-Йорке и известный теперь под позывным N2OW. История знакомства достаточно длинная и уходит корнями в середину 90х, когда судьба предоставила мне возможность оказаться среди замечательных ребят на коллективной радиостанции МГУ – RZ3AZO. Тогда никто не предполагал, что жизнь так раскидает по свету многих из нас. С Димой мы встретились спустя много лет уже в Нью-Йорке, когда, будучи проездом на обратном пути из DX экспедиции К1В, я возвращался «домой» на службу в миротворческую миссию в Косово. Каких-либо дальнейших планов следующих странствий на тот момент не было. Единственное желание, которое не давало мне покоя – отдохнуть после длительного отдыха на Бэйкере, Тувалу, Фиджах и более чем 26 часового перелета из одной части планеты в другую.
Последний викинг
Любая авантюра рождается в голове людей в основном одержимых. Я таких в шутку называю «маньяками». Когда речь идет о радиолюбителях, и без того людях неоднозначных, то данная категория возводится в квадрат и назвать их иначе, как «радиоманьяками» нельзя.
Один из таких ярких представителей племени «радиоманьяков» – радиолюбитель из Исландии с позывным наверняка многим известным – TF4M (Thorvaldur Stefansson), или просто Thor.
Мое заочное знакомство с Тором началось около 10 лет назад. Мы знали о существовании друг друга, но так сложилась судьба, что мы никогда не встречались. Оба работали в Организации Объединенных Наций и оба прошли многие горячие точки. Так что Тор – «Стрелянный воробей», так в шутку я назвал его после нашего очного знакомства.
«Боевой путь» Тора начался 15 лет назад. Тогда он работал в миссии в южной части Ливана. Далее были Югославия, Абхазия, Восточный Тимор и еще 56 стран мира. До ООН Тор был докером, рыбаком, таксистом, вязальщиком морских стальных тросов, а так же радистом в морском порту Рейкьявика.
В 1995 году он попал в миротворческую миссию ООН в Сараево в качестве офицера связи. В это же время в том регионе находился и я. Но наши пути тогда так и не пересеклись.
Человек, переживший минометные, автоматные и артобстрелы, часто попадавший в ситуации казалось безвыходные, когда жизнь висела на волоске, всегда внешне выглядел спокойным и уравновешенным. В характере исландцев – неторопливость, замкнутость и сдержанность в эмоциях. Тор – не исключение.
Гренландские заметки
В феврале тут было -54 градуса по Цельсию, сказал Холгер и нажал на педаль газа. Джип устремился в гору, тяжело накручивая на спидометре метр за метром. Мы невольно поежились. Надо же, а ведь именно в феврале мы и собирались приехать в эти места, но из-за занятости постоянно откладывали выезд. Видимо, все же нам повезло. Мы приехали в Гренландию в самый разгар короткой арктической весны. В начале мая, когда по ночам температура опускалась до -10, а днем было не более +5 градусов. В Гренландии, где Холгер (OX3HI) живет и работает уже более 25 лет, знают не понаслышке, что такое настоящая зима и короткое арктическое лето. Небольшого роста, примерно лет 35, крепкого телосложения Холгер выглядит типичным представителем Скандинавии. Его предки – это выходцы из Норвегии, некогда переселившиеся в Данию. Они и по сей день считают себя самыми настоящими потомками великих викингов. Впрочем, даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять это.
Подъем был довольно крутым. По левой стороне обочины грунтовой дороги стояли пустые железные бочки, выкрашенные в яркий желтый цвет, нанизанным сквозь них толстым тросом, а с другой стороны – отвесная скалистая стена.