HOME (RU) BLOG FORUM ALBUM MISC (RU) CONTACT (RU)
EN


sr-vb89-1.jpg (25792 bytes)     RW3AH RRC#135


На Аляске пришлось побывать дважды. Первый раз в 1989 году по приглашению и рекомендации UA3CR, ныне покойного Лабутина Леонида Михайловича я был включен в состав первой совместной Советско-Американской экспедиции "БЕРИНГОВ МОСТ", руководимой с нашей стороны известным путешественником Дмитрием Шпаро и со стороны США Полом Шурке. Эта экспедиция имела смешанный состав, состоящей из чукчей, эскимосов, американцев и русских. Шла группа от города Анадыря на лыжах и собачьих упряжках до маленького поселка Коцебу через Берингов пролив на Аляску. Начав в феврале свой поход, экспедиция успешно преодолев сотни киллометров по безжизненным просторам Чукотки, перешла пролив, и уже в марте месяце была на Аляске. Все это время с базовых лагерей и стоянок экспедиции в радиолюбительском эфире постоянно звучали позывные 4х радистов экспедиции - EK0CR, EK0GZ, EK0APH, EK0AH.

Во время пересечения Берингова пролива, прошли остров Большой Ратманов – наш последний форпост на пути к Новому свету. На нем расположена наша маленькая пограничная застава и полярная метеостанция. Далее, на пути следования, между двумя островами прошли ледяную перемычку, на которой разместились несколько наших вертолетов “МИ-8” и небольшая группа телевизионных и фотокорреспондентов, освещавших экспедицию. На этом же месте наши пограничники установили пограничный столб с указателями городов и расстояния до них. Этот кусочек территории оказался странным местом для всех нас. Первая причина – пересечение линии дат. Вроде прилетел из вчера в завтра, а день сегодняшний где-то потерялся. Сплошной парадокс. Американцы установили несколько спутниковых “тарелок” огромного размера прямо на льду для передачи живого теле сигнала в студию CNN. На крохотном острове Малый Деомид, который принадлежит США, была развернута радиостанция и в эфире звучали наши позывные уже несколько другого вида - KL7/UA3APH, KL7/UW3GZ и мой KL7/RW3AH. Позывные и разрешение тогда впервые были выданы Госдепом США. СЕРТ соглашения тогда еще не существовало.

Радиостанция размещалась в классной комнате местной школы. Пробросили антенный кабель, но установить серьезную антенну не удалось. Не было времени, да и погодные условия не позволяли этого сделать. За бортом все же было не жарко – минус 30 градусов мороза. Кроме того при перевозке поломали несколько дюралюминевых колен антенной конструкции. Решено было развернуть простую дипольную антенну. Взабравшись на высокий сугроб и воткнув в него шест 2х метровой длинны зацепил одно полотно антенны. Со вторым полотном было сложнее. Вокруг была пустота. Только одиноко стоящая ледяная глыба немо намекала – зацепи за меня. Но не тут-то было. На глыбу пришлось вскарабкиваться около 20 минут. Такая скользкая и холодная, она упрямо не позволяла зацепить за нее нашу проволочную антенну. Все же удалось...

Через несколько минут зазвучал первый общий вызов в эфире. На маленькой парте стоял любезно предоставленный на время нашего визита американским коллегой – радиолюбителем трансивер японского производства фирмы ICOM. Для нас – самодельщиков этот аппарат произвел самое неизгладимое впечатление, потому, что до этого мы только на картинках могли лицезреть и оценивать технику такого плана. Маленький антенный тьюнер фирмы “MFJ” тут же был установлен на трансивере. В эфире нас уже ждали. Охотники за редкими и экзотическими экспедициями не заставили себя долго ждать. Посыпались вызов за вызовом. В скоре на нашей частоте начался невообразимый хаос. Хор зовущих радиостанций не умолкал до самого закрытия нашей работы на этом маленьком богом забытом островке.

Пора было возвращаться. Часть экспедиции пошла дальше. Базовая группа радиообеспечения должна была возвратиться по плану в поселок Лаврентия, где к тому времени уже организовали временную радиорум. Погода внесла некоторые коррективы в наши планы. Все неприятности начались с того, что два наших вертолета “МИ-8” Магаданского авипредприятия никак не хотели возвращаться обратно в Союз... В одном из них после нескольких попыток завести двигатель сел аккумулятор. Пришлось со втрого вертолета снимать запасной аккумулятор и перетаскивать на первый для запуска стартера. Затем оказалось, что тип авиа топлива у американцев и у наших несколько отличается по характеристикам. Особенно придельная температура кристализации топлива.

Погода портилась на глазах и пора было торопиться. Сильная поземка и ограниченная видимость вводила некоторые корректировки в планы авиаторов. В этих условиях вертушки все же стартовали и взяли курс на Чукотку. Пролетев около 30 км. Первый вертолет удачно приземлился в местном аэропорту поселка Лаврентия. Встречный ветер продлил на несколько минут наше путешествие. Второй вертолет с большой натяжкой долетел до береговой кромки и сел в нескольких киллометрах от поселка. Для всех все закончилось удачно...

О том как летели на Север отдельная история. Во время длительного перелета на Чукотку из-за неблагоприятных погодных условий наш грузовой самолет вынужден был приземлиться в поселке Мыс Шмидта, где наша команда провела 4 дня. По счастливому стечению обстоятельств в поселке оказалось несколько радиолюбителей. Один из них мне был давно знаком еще по городу Певек. Им оказался Сергей Цибизов UA0KBZ (now SK), работавший радистом на местной полярной метеостанции.

Метеостанцию, расположенной в стороне от самого поселка украшала самодельная многоэлементная антенна. 4х элементный квадрат для 20 метрового диапазона был внушительных размеров и сделан был на совесть. Кроме того, был еще и привод вращения антенны. Все это сооружение возвышалось на 30 метровой высоте над белой пустыней Не успев отдышаться и попреветствовать Сергея, тот предложил немедля пройти в шэк к радиостанции и начать работу моим специальным позывным EK0AH в эфире, что по обоюдному согласию и было сделано.

Маленькая комната наполнилась приятным стрекотом морзянки многочисленных корреспондентов со всех концов планеты. Характерные “плавающие” сигналы постоянно напоминали о том, что мы находимся в полярных широтах и хозяйкой местного эфира все же является столь капризное полярное сияние. За эти не забываемые 4 дня было проведено довольно много сеансов радисвязи со многими корреспондентами многих стран мира. Затем прилетели в Анадырь, откуда экспедиция успешно стартовала. За ним был поселок Проведения, где огромную помощь в обустройстве нашей очередной базовой радиостанции оказал UA0KAP Валера Попков. На протяжении всего пути добровольные помошники – радиолюбители помогали передавать радиограммы на большую землю о ходе экспедиции из многих населенных пунктов Чукотсткого полуострова. Из поселка Шахтерский работала денно и ночно коллективная радиостанция UZ0KWС, начальником которой являлся UA0KС Александр. Без этих ребят трудно было бы представить нашу не простую работу.

В марте, как и намечалось, экспедиционная группа прибыла к финальной точке своего путешествия в маленький эскимостский поселок Коцебу. В след за ними вся группа поддержки экспедиции прилетела туда на самолете. Радушный прием ожидал всех нас. За время нахождения в поселке удалось познакомиться с американской семьей – радиолюбителями. Пробыли в Коцебу всего несколько часов и возвратились обратно на родную землю.

Из особенно сильных и пожалуй не приятных впечатлений об экспедиции осталось одно – это постоянный монтаж и демонтаж антенны – (3х элементный волновой канал на 3 диапазона) на открытом воздухе при температуре в среднем -30, а иногда и более градусов. В конечном итоге, эта антенна, кстати подаренная американскими радиолюбителями нашей экспедиции, им же была и возвращена. Я оставил ее на Малом Диомиде. Из радио снаряжения был мой самодельный лампово-полупроводниковый доусовершенствованный трансивер конструкции UW3DI, который в последствии был подарен U3AJ (ex-UA0KCS)-Борису Ермилову (now SK), бывшему полярному радисту из Певека. Самодельный усилитель на лампе “ГУ-74б”, который прослужил добрую службу на протяжении всей экспедиции и в последствии был подарен Диме Гуськову RX3DCX в знак дружбы и признательности за не оценимую помощь в подготовке и работе экспедиции. Помимо оборудования была масса проводов, монтажного и прочего инструмента и запасных частей. Все это хозяйство размещалось в 2х достаточно объемных ящиках. Антенна была в отдельной упаковке.

Не забываемые дни этого путешествия сильно зафиксировались в памяти. Прошло более десять лет, но яркие воспоминания до сих пор бударажат вооброжение.

Фотоальбом экспедиции

73 de RW3AH (ex-EK0AH)
Автор: Андрей Федоров
RW3AH - EK0AH
1997-2006 (c)